junaja_ledi (junaja_ledi) wrote,
junaja_ledi
junaja_ledi

«Господин Никто», или как все-таки тесен мир…

Наверное, обнаруживать неожиданно общих знакомых, общаясь с кем-то, свойственно каждому из нас. Но мало у кого это случается как у меня, 3 раза за неделю.
Сегодня это вышло так оригинально, что стоит немного рассказать об этом прежде, чем приступить к самому главному.
  


«Господин Никто» заинтриговал меня сначала своим названием, а спустя пару дней одна моя приятел ьница охарактеризовала его как московзрывающий. Решение последовало незамедлительно: идти! Я очень долго пыталась найти себе компанию, но так никто и не захотел со мной пойти, поэтому в Дом кино на последний показ я отправилась одна.  Так уж вышло, что кассир куда-то вышел, и, чтобы скрасить ожидание, словоохотливая вахтерша решила развлечь меня разговорами. Тут мальчик, сидящий в холле на диване, поинтересовался у меня, на какой сеанс я хочу купить билет. Узнав, что на шестичасовой, он сказал, что у него есть пригласительные на сегодня на два лица, и, если хочу, то я могу воспользоваться одним из них. Удивившись столь интересному повороту событий, я согласилась. Кстати, мальчик, как потом выяснилось в автобусе по дороге домой, никакой не мальчик, а мой ровесник (поначалу я приняла его за школьника), закончил истфак в прошлом году (вот тут-то и обнаружились у нас общие знакомые), сейчас учится в аспирантуре, и зовут его Григорий. Григорий часто выигрывает пригласительные в Дом кино на радио «Серебряный дождь», отвечая на вопросы о кино. Но очень редко на них ходит (последний раз был зимой). Вот такое занятное знакомство, которому предшествовала целая цепочка разных случайностей…

Ну да ладно. Теперь о фильме.

Итак, разрешите представить: «Господин Никто». Третий полнометражный фильм бывшего клоуна, а ныне очень модного бельгийского режиссера Жако Ван Дормеля.

Сюжет фильма кажется удивительно-знакомым, и в то же время он довольно необычен. 2092-й год. На земле доживает свой век последний из смертных,  120-летний старец, не знающий, кто он и откуда. И вся планета смотрит реалити-шоу – прямой эфир из больницы, где нашел свое пристанище Господин Никто. Однажды к нему пробирается журналист, которому он рассказывает девять (!) версий своей жизни, запутывая окончательно несчастного искателя сенсаций, пытающегося понять, какая из этих историй правдива и правильна. Зато сам господин Никто знает ответ: каждая. Все возможно, пока не сделан выбор. Все начинается с выбора. Не думайте, что если бы вы знали, что будет потом, вам было бы легче его сделать, отнюдь. И бельгиец-эксцентрик вам это докажет.

Три женщины, три жизни, каждая из которых может быть прожита по-разному. Маленький Немо, которому на перроне нужно решить, кого же он все-таки больше любит: маму или папу.

  Многие отмечают схожесть этого фильма со разными картинами: «Эффект бабочки», «Осторожно, двери закрываются», «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Беги, Лола, беги». Безусловно, размышления на тему «…а что было бы, если бы…», предпринятые в рамках рассказа истории о жизни одного человека не новы для кинематографа. Но все же фильм другой. Конечно, он отсылает нас к многим фильмам (вот она, киношная интертекстуальность в чистом виде), но он иной.

“... «Мистер Никто» построен на такой же очаровательной игре деталей, как «Амели» Жан-Пьера Жене, но начисто лишен уютной неомещанской морали. «Мистер Никто» так же лукаво исследует границы между мечтами и реальностью, как «Вечное сияние чистого разума» Мишеля Гондри, но возводит личную драму маленького человека в ранг вселенского эпоса. «Мистер Никто» так же смело выворачивает наизнанку представления о биографическом жанре, как «Загадочная история Бенджамина Баттона», но обходится без изнурительных клише. «Мистер Никто» так же отважно разрушает представления о реальности (экранной и внеэкранной), как «Матрица», но избегает претенциозной псевдофилософии."

При просмотре этого фильма чувствуется, что он снят с любовью и ради любви к искусству. Это абсолютно некоммерческий проект, несмотря на довольно внушительный для такого кино бюджет. Великолепный видеоряд, завораживающая музыка пробуждают интерес к происходящему уже с самого начала. Все попытки угадать, что же будет дальше, оборачиваются фиаско. Ты растерян и разочарован одновременно: обычно режиссеры хоть немного, но оправдывают ожидания зрителей. Понять, насколько этот фильм погружает в себя, мне помогли небольшие технические неполадки: где-то на середине показ прервался, и эта небольшая заминка была сродни тому, когда с тебя спящего вдруг резко срывают одеяло, и ты просыпаешься от холода и испуга. Удивительно неприятное ощущение, от которого нельзя сразу оправиться.

  Мой спутник, юноша Григорий, заметил после просмотра, что ему непонятно, что хотел сказать режиссер. А он ничего и не хотел сказать, он лишь задавал вопросы:

«…Сам я попытался сделать такой фильм, который задает вопросы, но не дает ответов… Потому что у меня этих ответов просто нет! Вообще, мне кажется, что вопросы гораздо интересней ответов. <…> Фильмом «Господин Никто» я пытался рассказать о сложности жизни, при этом ничего не упрощая. <…> Сомнение, как мне кажется, может быть одной из форм освобождения. Задавать новые вопросы - это один из способов на них отвечать.»

Сам г-н Дормель определяет жанр своего творения как научно-фантастический: тут тебе и высокотехнологическое будущее, в котором люди победили старость, и полеты на Марс… Но это  одновременно и философская притча о жизни и  судьбе, о том, стоит ли знать, что нас ждет…
_________
Итог: смотреть всем, кому нравится хотя бы один из вышеперечисленных фильмов, а также тем, кому по душе странное кино. А я, пожалуй, куплю его себе на DVD. (:


 

Tags: Господин Никто, жизнь, кино, фильмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment